"обучение кадров"

Современный Российский рынок образовательных услуг существует по тем же законам рынка, что и рынок любого или услуги. Поэтому здесь можно найти как предложения, подготовленные профессионалами, так и предложения, сделанные в расчете на неподготовленного пользователя. Например, дополнительное профессиональное образование часто предлагается как замена второму высшему, хотя в самом Дипломе о дополнительной профессиональной подготовке записано: «не является документом об образовании». Поэтому специалисты по профессиональному обучению кадров или менеджеры по персоналу, в чьи обязанности входит дообучение новых и переобучение старых кадров, должны знать систему дополнительного образования, действующую в России.

Обучение кадров в России охватывает следующие виды обучения:

Краткосрочное повышение квалификации. К такому обучению относятся краткосрочные  (до 72 часов) программы тренингов, семинаров, учебных курсов. Этот вид обучения востребован компаниями, которые хотели бы оперативно доучить новые кадры под требования рабочего места. Самый популярный контент таких программ – продажи, продвижение товара, общение с клиентом в соответствии с принятыми в организации стандартами работы.

Повышение квалификации (от 72 до 144 часов). Задачу этого обучения точно отражает его название. Целью таких программ является помощь работникам в освоении новых компетенций, позволяющих им выйти на новый компетентностный или квалификационный уровень.  Здесь спектр программ широк и диктуется не столько внутриорганизационными стандартами, сколько должностными инструкциями, квалификационными требованиями выполняемых работ или закрепленного за данным работником  функционала.

Профессиональная переподготовка (от 500 обязательных часов) предлагается тем, кто хочет освоить новый вид деятельности и получить соответствующий документ, дающий право на работу в этой области. Например, диплом о профпереподготовке по направлению «менеджер проектов» или «специалист по управлению персоналом» предполагают, что после обучения работник сможет самостоятельно выполнять соответствующие задачи.

Дополнительное к высшему образование (от 1000 часов) дает, пожалуй, наибольшую свободу разработчикам подобных программ, поэтому здесь следует быть особо осторожным в выборе учебного заведения. В России, как правило, подобные программы используют для обучения уровню Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (МВА).

Методы обучения кадров разнообразны, их можно объединить в четыре группы, как это представлено ниже в табл.1.

Таблица 1. Распространенные методы обучения кадров

В организацииВне организации

На рабочем месте

Инструктаж

Наставничество

Ротация

Делегирование полномочий

Изучение инструкций, регламентов, нормативных документов

Выставки

Стажировки

Конкурентная разведка

Вне рабочего места

Тренинги

Кейс-стади

Проекты

Мастер-классы

Коучинг

Бенчмаркинг

Презентации

Интернет: он-лайн обучение

Журналы, видео, специализированные издания

 

 

Каждый из выше перечисленных методов требует, чтобы преподаватель (тренер) знал ответы на два обязательных вопроса:

  1. Какие знания и умения будут осваивать участники обучения?
  2. Как эффективно организовать процесс усвоения этих знаний?

Выбор метода зависит от цели обучения. Например, если цель – подготовить новые кадры, научив их  действовать в строгом соответствии с инструкциями, регламентами и предписаниями, то методом обучения здесь однозначно должен быть инструктаж.  Если же цель – передать так называемые неформализованные знания (т.е. неоформленные, а «сидящие в голове» их носителя), то в этом случае методом обучения кадров становится наставничество.

Зарегистрироваться